EADGBE почему именно так?
15.03.2019
Почему стандартным гитарным строем считается EADGBE?
Стандартный строй гитары (EADGBE или Ми Ля Ре Соль Си Ми) содержит, как минорный аккорд Ем, так и мажорный аккорд Соль. При открытых струнах формируется аккорд Ем11, а все эти ноты вместе формируют пентатоники Е Минор и Соль Мажор.
Хотя это и весьма интересный момент, но далеко не самый полезный. Аккорд Ем11 – не самый приятный, равно как и тоны не формируют универсально полезные группы нот. Тогда почему этот строй считается стандартным на протяжении более чем 500 лет, начиная с первых 5-тиструнных гитар из далекого 16-го века?
Когда-нибудь задумывались почему “стандартный” гитарный строй именно EADGBE? Эта последовательность интервалов весьма интересна. Любой другой струнный инструмент (как скрипка, виолончель, мандолина и тд) настроен с интервалом в квинту, те между каждой открытой струной – чистая квинта.
Гитары же отличаются, они настроены в три интервала: чистая кварта, большая терция (струны Соль и Си) и еще одна чистая кварта (от высокой Си, те второй струны, к высокой Ми), наглядно вы можете это увидеть на приложенной картинке.
Причины строя EADGBE
Такой строй основывается на двух близких к друг другу категориях.
1) Музыкальное удобство в гармонии
Под этим подразумеваются игровые свойства или звуковые возможности для гармонии. С этим строем гаммы, арпеджио и аккорды легко укладываются в тесно связанные принципы на всех уровнях гармонии по всему грифу. Важный фактор для гитар – длина мензуры. Выбранный строй группирует все гаммы и аккорды в пределах расстояния 4-5 ладов. Настройка с интервалом в квинту сильно расширило бы расстояние между нужными ладами, делая тем самым большинства базовых гамм просто невозможными для игры.
2) Сохранение физического удобства.
Эта весьма тесно связано с предыдущей причиной, но больше связано с тем, как мы держим гитару. Как правило, мы держим гитару над нашими коленями и горизонтально нашему телу, следовательно, поза сильно отличается от той, когда в руках у музыканта скрипка или альт, или же виолончель. Зона доступа грифа на гитаре по-своему уникально и строй, который мы считаем стандартным, помогает сохранять физическое положение (т.е. позу) значительно дольше.
Где это все началось?
Более 500 лет назад, где-то в далеких 1500-х, строй для 5ти верхних струн был уже установлен на ранних гитарах (Guitarra Battente), до того как еще добавили низкую струну (которая в Ми). Позже, когда гитаро-строители добавили низкую струну Е было нетрудно продолжить схему с чистой квартой, используемая для каждой пары струн (за исключением пары 2-ой и 3-й струн). В результате чего и получился “стандартный” строй, который мы используем сегодня.
В общем говоря, гитарные мастера (столетия назад) хотели создать метод настройки, который мог бы быть удобен в том, как мы держим гитару, и вместе с этим было бы легко и удобно зажимать аккорды: трезвучия, септимы, расширенные и альтерированные аккорды, равно как легкость в исполнении гамм и арпеджио, минимизации движений пальцев.
Особенностью гитары также является большая терция между 3 и 2 струнами (G и В), делая игру между двумя основными уровнями гармонии (трезвучие и септаккорд) куда проще, чем продолжение последовательности чистых кварт.
Еще один фактор, который следует упомянуть, что в то время, как другие популярные струнные инструменты, как скрипка и виолончель, хорошо приспосабливаются к интервалу в квинту (из-за маленькой мензуры и манеры держания), такой принцип необязательно работает с инструментами с большой мензурой, как современные акустические и электро гитары.