Что не так с музыкой?
07.11.2018
Что не так с музыкой?
С музыкой в ее нынешнем состоянии явно что-то не то. Производство мировых хитов напоминает конструирование дорогих автомобилей, над которыми в секретных лабораториях трудятся алхимики звука. Хит-парады забиты непереносимой попсой вроде Эда Ширана. Рэпом управляют по лицо забитые татуировками подростки, которые сначала мямлят в дешевые микрофоны, а затем подписывают миллионные контракты с мейджор-лейблами. Мы выявили главные признаки того, что современный мейнстрим деградирует — и с этим особенно ничего не поделаешь.
1 «Новая школа» рэпа. Едва окончившие школу ребята, строящие свою музыку на эдлибах («бррря», «скёр-скёр», «эщкере») и мутноватом продакшне. Таких «звезд» скаутят представители крупных лейблов: вылавливают очередную хип-хоп сенсацию в соцсетях, снимают дорогой клип и подают как «последний честный голос поколения». Но нельзя не отметить, что современный рэп превратился в самопародию. Больше нет уличных пророков (вроде Nas) или гениев по части музыки (вспомнить тех же OutKast, изменивших и обогативших «южный стиль»). Есть татуированные дети, которые быстро прожигают свои жизни — и читают только об этом.
2. Поп-музыка сейчас — это перманентная вечеринка или ориентация на хайп и попадание в топы чартов. Даже у многоуважаемой Beyoncé в команде десятки менеджеров и маркетологов, которые днями и ночами трудятся над тем, чтобы ее глобальная кампания «девушки захватят мир» продолжала быть на слуху. «Популярная песня» как жанр утратила нерв, всё вокруг слишком безопасное, даже старик Мэрилин Мэнсон старается из последних сил, но выглядит буржуазным конформистом.
3. Взгляните на «горячую сотню» Billboard. Она, как правило, оккупирована последними новинками хайпового рэпа, Эдом Шираном, Джастином Бибером и бездумной патокой. Если вся планета до сих пор тащится по Ники Минаж, то, возможно, с этим миром всё-таки что-то не так?
4. Рок растерял дух протеста и мощь, превратился в форматную музыку, которая подходит даже для эфиров лаунж-радио. Самые популярные рок-группы планеты? Coldplay, Maroon 5, Imagine Dragons, Twenty One Pilots. Многие их песни с легкостью отправят в сон вашу бабушку. Метал, хард-рок, стоунер — все эти жанры снова маргинализировались и потеряли поддержку крупных лейблов, уступив место компромиссному софт-року.
5. Музыкальная критика умирает как жанр. Конечно, отдельные ее единицы продолжают существовать: блогер TheNeedleDrop, рецензии на Pitchfork, какие-нибудь аналитические статьи на The Fader. Но в целом нивелировалась задача музыкальной критики как некоего фильтра, авторитетного голоса, помощника в выборе среди океанов релизов. Зачем читать и разбираться, если достаточно довериться рекомендациям своего стримингового сервиса? Обстоятельные рецензии уступили место красочным подписям в одну строчку к релизам на Apple Music.
6. Исчез и творческий поиск. Вместо того, чтобы изобретать новое звучание и экспериментировать, музыканты стараются подхватывать тренды и запрыгивать в поезд стремительно уходящего хайпа. В этом году все делают хип-хаус хиты? Пожалуйста. Никого, например, на русскоязычном рынке в данном случае даже не смутит наличие группы Грибы, закрывшей тему: лучше и тоньше их все равно не сделать. Никакого духа приключений — просто похожие паттерны.
7. Желание попасть в топ преобладает над амбициями сочинять хорошую музыку. Покажите музыканта, который не следит за топами Apple Music. Все следят и, как правило, стремятся кого-то опередить или сделать «не хуже», чтобы встать за желаемым треком. Ну или хотя бы попасть в топ-20, чтобы было чем похвастаться в социальных сетях.
8. Сама музыка перестала быть чем-то особенным. Спросите себя, когда вы в последний раз долго ждали какой-нибудь альбом? И как часто вообще слушаете музыку альбомами? Кураторский (или собственный) плейлист, который используешь фоном по дороге на работу, специальные треки для бега — по большей части мы используем музыку как функциональную историю, саундтрек наших будней, и больше не видим в ней чудо.
9. Автотюн открыл дорогу любой посредственности. Теперь необязательно уметь петь, ведь аудиоредакторы всё подчистят и исправят.
10. Ну и наконец, коммерциализация и глобализация убивают естественное развитие вещей. Любая хорошая вещь, удачная находка тут же подхватывается и клонируется армией продюсеров-ищеек, а затем «уходит в народ» в самом примитивном изложении (так было, скажем, с дабстепом, да и раздутый финансовый пузырь вокруг явления под названием EDM тоже начинался со вполне благородных андеграундных рейвов 90-х).